Я это очень хорошо помню. Помню, как строил шалаши на дереве, как мастерил лодочки из коры, как ни за что не хотел есть молочный суп в детском саду…
Потом я подрос и стал директором школы на донском хуторе с романтичным названием Париж.
Вот таким директором.
Управлялся с лавиной дел. Ко мне в кабинет вызывали разных отпетых «Ивановых и Петровых», чтобы их пропесочить… а я про себя думал, что этому Иванову сейчас бы не внушения слушать, а отправиться дня на три в поход с горными тропами и ночными дежурствами по лагерю – больше было бы проку. А к тому Петрову проявить доверие и дать действительно важное задание.
Но какой поход, когда «человек и так не учится»? И какое задание, если он «может подорвать хорошую статистику школы»?
Так говорили мне. А я не верил.
И собирались возле меня ребята, с которыми мы путешествовали по лесам и долам, изучали местную природу и собственные возможности.
А еще мы проводили дни в кабинете труда, где деревянные заготовки превращались в руках детей в самолеты, табуретки и другие нужные вещи.
Потом я сменил место жительства, пошел работать в школу – на этот раз учителем. Любовь к походам и столярному делу привез с собой. И вновь – ночевки у костра, вновь – завитки золотой стружки... И вновь – понимание, что такому формату занятий тесновато в рамках учительских и даже директорских полномочий!
Довелось мне работать и в детском саду, познакомиться с малышами. В каждом из них я ясно увидел будущего взрослого, который творит, изобретает и хочет жить в многокрасочном мире.
Но, чтобы дети росли такими, вряд ли нужно водить их на прогулке строем или заставлять рисовать одинаковые солнышки. Вместо этого мы лепили из глины чудесные сказки, проводили простые химические опыты прямо в лужах на асфальте.
Как прежде, мне хотелось добавить еще больше затей, интересных детям – гораздо больше, чем могут вместить стены детсадовской группы!
Тогда я оставил работу в садике. И сделал свой собственный клуб, где ребята всех возрастов и их родители находят себе занятия по душе и начинают лучше понимать друг друга.
Открою вам тайну: у меня внутри живет задорный и любопытный мальчишка. И если взрослый дядя Саша отвечает за то, чтобы в клубе все работало, как часы, то мальчик Саша никогда не позволит здесь поселиться скуке.
А это значит, что мы будем:
Мастерить ладные вещи из дерева
Осваивать театральную сцену
Удивляться волшебству науки во всех ее проявлениях
Путешествовать по равнинам, рекам и горам
Устраивать искромётные праздники
И вместе убеждаться в том, что самую лучшую школу жизни дети проходят бок о бок с такими же ребятами-единомышленниками и увлеченными интересным делом взрослыми.